Девяткова С.М. Чтение . Чистописание.

Математика для дошколят

Основы математики для дошколят.

 На занятиях по математике решаются многие задачи :

Количество и счёт:

-представления о цифрах на основе сравнения двух множеств

-умение делать из неравенства равенство

-счёт по образцу

-сравнение групп предметов

-решение примеров

-решение и умение составлять задачи

Величина:

-сравнение предметов по величине,ширине,высоте,толщине.

-деление предметов на части

-умение пользоваться линейкой.

Геометрические фигуры:

-знания геометрических фигур

-знакомство с элементами геометрических фигур (вершины,стороны,углы)

Ориентировка во времени:

-представления о частях суток,днях недели, временах года.

-знакомство с часами.

Ориентировка в пространстве:

- ориентировка на листе бумаги

-работа в тетради в клетку.

Дети 5-6 лет уже умеют считать в пределах 10, различают цифры. Но некоторым детям трудно понять суть : как получить определённое количество предметов из двух меньших и записать это графически. На помощь педагогу приходят и счётные палочки и различные дидактические игры, и таблицы  по составу чисел.

249dc82340f3c7349561edfa5c9ee45d.jpg

1. Работа со счётными палочками.

- Положить  перед собой одну палочку синего цвета,одну палочку красного цвета,одну палочку жёлтого цвета,одну палочку зелёного цвета,одну палочку коричневого цвета. Сосчитай ,сколько всего палочек- всего пять: одна красная,одна синяя, одна жёлтая, одна зелёная,одна коричневая.

А теперь записать  : 1 +1+1+1+1 = 5.

- Положить  перед собой две палочки красного цвета. Сколько нужно взять палочек синего цвета,чтобы получилось пять. ( Ребёнок выполняет задание)

А теперь запишем : 2 +3  =5

Если  к двум  добавить  три получится пять.

Сразу  же можно произвести обратное действие : А теперь убери палочки синего цвета  ( Сколько палочек ты убрал ?  -три ). Сколько палочек осталось ? – две. Давай запишем : 5 -3 = 2. Если из пяти вычесть (убрать, отнять ) три, получится (останется ) два.

-так же работаем и с остальными равенствами:

3 +2 = 5 5-2 =3

4+ 1 = 5 5 -1 =4

9fad3adcc51a7f39d54256cec9155bbf.jpg

2.Работа с геометрическими фигурами.

Аналогично работаем с геометрическими фигурами : берём один квадрат,один треугольник,один прямоугольник,один овал ,один круг,получаем пять

- Берём только треугольники( прямоугольники,квадраты……), но разного цвета в количестве пяти.

Берём два треугольника ,три прямоугольника.

Берём  три квадрата ,два овала.

Так продолжаем  варьировать цвета и геометрические фигуры.

Каждый пример нужно записать и проговорить, как получили число 5.

3.Работа с готовыми таблицами.

-На таблице  в каждой строчке раскрашены клеточки разным цветом:

  Первая строчка : одна красная и четыре зелёных  .Ребёнок пересчитывает ,сколько красных клеточек,сколько зелёных и сколько всего. Как  это можно записать : 1 + 4 = 5. Обязательно проговариваем ,как получается равенство.

Вторая строчка : две красных и три зелёных и т. д.

d6b2cbdb00510b49f9c06cd94a0e1e1c.jpg

4.Работа с числовыми домиками.

- На каждом этаже домика две квартиры, в одной известно сколько живёт жильцов (изображена цифра и определённое количество жильцов : цифра 1 – один человечек ,цифра 2 – 2 человечка и т. д.). Нужно узнать ,сколько поселится жильцов во вторую квартиру, чтобы на этаже было всего 5 жильцов.

 Работаем с каждым этажом отдельно ,рядом записываем равенство .

5. Работа с карточками.

На карточке  нарисованы два цветка и три жука. Нужно разделить целое ( карточку ) на две части  ( цветы и жуки ). Сколько предметов в одной части ?– два , во второй ?- три. Сколько всего-?- пять. А теперь запишем каждое равенство. Обращаем внимание ,что если части поменять местами, количество не изменится.

1518af42f14fb8fb97f575ffdea54a69.jpg

6.Решение примеров.

-Решать примеры можно с помощью «Волшебной линейки». Полоска картона разделена на квадраты  до числа 10, каждый квадрат –это число один. Отдельно сделаны полоски картона с разным количеством квадратов: один квадратик,два квадратика и т.д.

Ребёнок, решая равенство -3 +2 ,берёт два квадратика и три квадратика ,прикладывает их к линейке и видит ответ.

 С помощью такой линейки решается несколько задач: развивается мелкая моторика,внимание ,закрепляется состав числа.

 Так же при помощи такой линейки решаются и примеры на вычитание, ребёнку легче понять ,какое число стало меньше-больше.

7. Решение задач.

- Задачи  отличаются от примеров тем, что в задаче обязательно есть условие, вопрос ,решение и ответ. Советую  каждый раз напоминать об этом ребёнку . Спрашивать каким действием нужно решить задачу и почему, обязательно проговаривать , именно то ,о чём спрашивалось в задаче.

1 апреля 2021 в 14:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.